Мы часто слышим от учителей и родителей первоклассников на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Дети приносят в школу какие – то игрушки, играют на уроках и при этом не понимают, почему их заставляют расставаться с любимыми игрушками. Такие дети обычно воспринимают положительно только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности; их поведение носит импульсивный (мало обдуманный) характер.
Учение ж требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, контролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нравится. Все это может явиться причиной негативного отношения к школе.
В процессе консультирования дошкольников мы часто сталкиваемся сих страхами перед школой: они боятся, что в школе их будут ругать за плохое поведение, что у них будет строгая учительница, которая будет ставить двойки, что их будут наказывать родители и т.д.
Обычно эти страхи связаны с тем, что в семье есть дети, посещающие школу, и процесс их учения сопряжен с большим количеством отрицательных эмоций, которые накладывают отпечаток и на младшего ребенка – школьника.
Или бывает так, что страх передается от родителей. Мама, например, говорит: «Боюсь, что будет, когда Алеша пойдет в школу – он такой ранимый, а учителя такие строгие и дети будут его обижать!»
Способствует появлению страхов и обсуждение разных «страшных» историй из школьной жизни родителей или детей их знакомых.
Это конечно, не означает, что нужно «рисовать» только радостные картины будущей школьной жизни или тем более предрекать небывалые успехи будущей школьной жизни или белее предрекать небывалые успехи в учебе. В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности ребенка к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к учебной деятельности, т.е. сформированность школьной зрелости.
Она включает в себя:
• Наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
• Понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
• Минимальное стремление к игровым и прочим развлекатель – занимательным элементам деятельности;
• Эмоционально – благополучное отношение к школе.
Я то же делать, если у ребенка школьная мотивация отсутствует? Не играть с ребенком, а только постоянно говорить ему слово «НАДО!» но в этом случае мы можем навсегда лишить ребенка интереса к интеллектуальным занятиям и еще до школы эти занятия будут восприниматься им как тяжелый труд, он так и не научиться получать удовольствие от него. В результате процесс обучения в школе будет мукой и для него, и для вас. А если постоянно играть с ребенком, предоставить ему полную свободу выбора занятий, тогда что же будет делать в нашей «нормативной» школе?
Ответ на этот вопрос не прост и не однозначен, он требует индивидуального и творческого подхода, а главное, умения усвоить момент, когда можно переходить от сформированного игрового мотива к учебному. Ведь потребность в игрк и движении сохраняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что – то делать, в первую очередь думайте о том, как заставить, а о том, как заинтересовать. Как заинтересовать?
• Предоставьте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
• Старайтесь показывать необходимость каждого знания.
• Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятными.
• Задания не должны быть слишком трудные, ни слишком легкими. Они должны быть посильными.
• Сами проявляйте интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
|