В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, писать и считать, но и привить им, в том числе, навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формировать у детей мотивацию к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Базовой основой успешной предшкольной подготовки является развитие познавательного интереса. Что мы и делаем, работая с детьми дошкольниками. «Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства».
Исследовательское поведение – это возрастная особенность ребенка – дошкольника. Опыт совместной, а затем и самостоятельной деятельности развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения.
Я расскажу вам о некоторых играх и игровых упражнениях, способствующих развитию познавательной активности детей. Для таких занятий не требуется никакая специальная подготовка. Вы сможете ими воспользоваться во время занятия своими повседневными домашними делами.
• «Накрой на стол»
«К нам сейчас придут гости, а я не успеваю накрыть на стол, что же делать?»
«Что нужно поставить на стол?»
«Сколько приборов нам надо?»
«Сосчитай, нас трое и придут бабушка и дедушка. Сколько приборов ты ставишь?
«А если подойдет тетя Вера и Катюша, что надо сделать?»
«Сколько приборов добавить?»
«Почему два?»
«Тогда сколько всего приборов надо приготовить?»
Выделили проблему и решили ее, развивая при этом умение считать, внимание, память, логическое мышление.
• Мини-эксперимент «В каком сосуде воды больше?»
«Посмотрите, что находится в сосудах?»
« Как ты думаешь, в каком сосуде воды больше?
«Почему ты так думаешь?»
«Как узнать?»
«Как можно измерить? Чем?»
«Измерь и посмотри, ты прав?»
«Что ты делал?»
«Как ты измерял?»
«Зачем ты измерял?»
«Где больше воды»
Собственные исследовательские действия ребенка, сделанные при этом выводы, развивают в ребенке чувство уверенности в себе. Развивают наблюдательность, умение сравнивать, логическое мышление, способность к анализу, прогностические навыки…
|