Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок переступающий порог школы должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Социальная зрелость.
За этими словами скрывается потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму. Для того чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения.
И здесь именно вы, родители, можете помочь своему ребенку и школе. Создавайте условия для обучения, не стесняйтесь недостатков своих детей, рассказывайте о школе все, не забывая вселять в ребенка чувство уверенности:” У тебя обязательно получиться! Да и мы рядом поможем”.
Вам необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Воспитание адекватного, правильного поведения, культуры общения достигается прежде всего, личным примером.
Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально - волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу.
Ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Необходима внешняя и внутренняя регуляция поведения. Это, конечно, приходит с возрастом, по мере накопления жизненного опыта. Однако немалую роль здесь играет семейное воспитание. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. Зная особенности своего ребенка, вы сможете скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В ваших силах предупредить нежелательные проявления характера ребенка, совместно выработать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, учить отличать главное от второстепенного, злой умысел от безобидной шутки.
Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Переход от занятий с игрушками к заменяющим их символам, необходимость выполнять порой нежелательную работу требует от детей волевого напряжения. Ребенок вместо “ хочу это” должен заставить себя делать то, что “надо”, причем в течение установленного учителем времени. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.
Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы, такие как:
- восприятие ( цвета, величины, фигуры, пространства, звуков...)
- внимание ( объем внимания 3 - 4 фигуры, Устойчивость 5 -7 минут )
- память ( не должен быть механическим, научите самым простым приемам запоминания: с помощью создания образов о которых идет речь )
- мышление ( дошкольник должен уметь делать простые обобщения, находить сходство в предметах и объединять их по признакам в группы )
- запас собственно знаний ( знания из жизни и о жизни, словарный запас должен достигать 4 - 5 тысяч слов )
И еще что входит в понятие готовности к школьному обучению:
- это развитие крупной и мелкой моторики.
Под крупной моторикой подразумевается умение ребенка прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить мяч, застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Линии на рисунке должны быть прямыми, а не дрожащие, прерывистые, неровные. Ребенок должен уметь “видеть строку” и рисовать или писать в ней, “видеть клеточки” и четко вести по ним рисунок.
Учитывая все вышесказанное, хотелось бы, чтобы вы не начали сразу насильно готовить ребенка к школьному обучению, а поинтересовались его желаниями. Понаблюдайте за своим малышом и сделайте выводы, понятные вам и ему, а потом составьте вместе “план, что нужно, чтобы учиться”. Начните занятия вместе, постоянно уменьшая долю своего участия и непременно учитывайте физическое и эмоциональное состояние ребенка.
|