Персональный сайт воспитателя Авдеевой Елены Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Развитие исследовательской деятельности в дошкольном возрасте

 Развитие исследовательской деятельности в дошкольном образовании связано с решением двух основных задач:

• сохранение и поддержание исследовательской

активности;

• содействие становлению исследовательских

способностей.

       На первом этапе будут актуальны любые способы поддержки познавательной и исследовательской мотивации, где ребенок может  самостоятельно выбирать область и способ реализации исследовательского поведения и свободного экспериментирования. Воспитатель выполняет роль ведущего, направляя детскую активность и включается в ситуацию, когда детская инициатива требует поддержки. Когда ребенок приобретает достаточный опыт исследовательских действий, воспитатель начинает выступать в роли посредника, выстраивая целостное исследование, постепенно передавая способы организации исследования в той последовательности, которая соответствует детским возможностям. На этом этапе становление исследовательской деятельности происходит в результате овладения детьми соответствующей культурной нормой. Это обучение всегда реализуется на некотором конкретном материале, в ходе реальных исследований, в процессе которых дети не просто узнают что-то о самом исследуемом объекте или явлении (его свойства, особенности, возможности и т.п.), но и овладевает культурными способами организации собственно исследовательской деятельности.

       Таким образом, можно поставить  ряд последовательных задач:

1. Поддерживать познавательную мотивацию и естественное исследовательское поведение детей, их поисковые и пробные действия в рамках проблемной ситуации.

2. Формировать интерес к длительным целенаправленным наблюдениям за объектами, выявлять их проявления и изменения во времени и фиксировать доступными способами, в т.ч. посредством знаков и символов.

3. Учить выдвигать гипотезы и проверять их практическим действием, наблюдать за изменением условий и результатов собственных действий, фиксировать эти изменения.

4. Учить сопоставлять и сравнивать объекты и их свойства, способы их использования, классифицировать по разным признакам, понимать и употреблять обобщающие наименования.

5. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи по результатам изменения объектов.

6. Учить замечать противоречия, формулировать новую гипотезу и новую исследовательскую проблему, высказывать суждения, анализировать, выделять главное и второстепенное в объекте или явлении, делать умозаключения, применять результаты познания в различных видах детской деятельности.

7. Развивать самостоятельную поисковую, исследовательскую практику: учить планировать ход исследования, проводить эксперименты и наблюдения в соответствии с планом, делать умозаключения и выводы, обобщать полученные данные, структурировать материал, объяснять, защищать свои идеи, отвечать на вопросы.

8. Развивать умение вести коллективное исследование в группах и парах.

Предметно-пространственная среда

        Часть материалов и оборудования всегда находится в свободном доступе детей, они могут использовать их для решения тех или иных собственных задач, связанных с исследованием интересующих их проблем. Это  создание уголков или центров активности, насыщенных разнообразными материалами. Это могут быть уголки природы или центры экспериментирования, содержащие доступные ребенку материалы (природные, бросовые и др.) и разнообразные инструменты (лупы, микроскоп и др.). В доступе детей должны обязательно быть разнообразные  детские энциклопедии с иллюстрациями. Даже если дети еще не умеют читать, у них уже

формируется умение «видеть», «читать» схему, появляются вопросы, с которыми нужно обратиться к взрослому – это важные элементы становления исследовательской деятельности. Пространство, должно быть доступно детям на прогулке. Вместо запрета  детей нужно учить безопасному взаимодействию с окружающей действительностью (Рядом с кустами не толкаться, это опасно и т.п.). Какая бы мелочь не привлекла внимание ребенка ( насекомое или какой-то предмет) – следует с пониманием отнестись к интересу ребенка, разделить его, по возможности, подержать и развить дальше.

Взаимодействие с семьей

       В рамках реализации работы возможны разные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Если исследовательское поведение и деятельность ребенка находят признание и поддержку в семье, то в таких условиях приобщение ребенка к исследовательской деятельности может быть

максимально полным. По итогам работы в детском саду можно устраивать

презентации детских исследовательских работ для родителей. В процессе работы можно оставлять некоторые вопросы неразрешенными, чтобы дети включали в поиск своих родителей. По мере овладения детьми исследовательской деятельностью, педагог может предлагать им некоторые «самостоятельные» исследования по тем новым идеям и проблемам, которые

формулируются по завершении проводимых исследований. Разумеется, полностью самостоятельно провести исследование ребенок-дошкольник не может, и включение семьи в этот процесс будет способствовать как развитию исследовательской деятельности ребенка, так и укреплению детско-родительских отношений в ситуации совместной деятельности. Когда родители вовлекаются в исследовательскую деятельность, они с огромным

энтузиазмом самостоятельно организуют с ребенком различные исследования, с совершенно неожиданной интересной тематикой, еще больше повышая детское желание и возможности исследовать те или иные области. Результаты семейных исследований, представленные в группе, способствуют росту мотивации у других детей группы и их родителей.

Категория: Мои статьи | Добавил: elena_avdeeva1802 (26.01.2023)
Просмотров: 27 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz