Развитие исследовательской деятельности в дошкольном образовании связано с решением двух основных задач:
• сохранение и поддержание исследовательской
активности;
• содействие становлению исследовательских
способностей.
На первом этапе будут актуальны любые способы поддержки познавательной и исследовательской мотивации, где ребенок может самостоятельно выбирать область и способ реализации исследовательского поведения и свободного экспериментирования. Воспитатель выполняет роль ведущего, направляя детскую активность и включается в ситуацию, когда детская инициатива требует поддержки. Когда ребенок приобретает достаточный опыт исследовательских действий, воспитатель начинает выступать в роли посредника, выстраивая целостное исследование, постепенно передавая способы организации исследования в той последовательности, которая соответствует детским возможностям. На этом этапе становление исследовательской деятельности происходит в результате овладения детьми соответствующей культурной нормой. Это обучение всегда реализуется на некотором конкретном материале, в ходе реальных исследований, в процессе которых дети не просто узнают что-то о самом исследуемом объекте или явлении (его свойства, особенности, возможности и т.п.), но и овладевает культурными способами организации собственно исследовательской деятельности.
Таким образом, можно поставить ряд последовательных задач:
1. Поддерживать познавательную мотивацию и естественное исследовательское поведение детей, их поисковые и пробные действия в рамках проблемной ситуации.
2. Формировать интерес к длительным целенаправленным наблюдениям за объектами, выявлять их проявления и изменения во времени и фиксировать доступными способами, в т.ч. посредством знаков и символов.
3. Учить выдвигать гипотезы и проверять их практическим действием, наблюдать за изменением условий и результатов собственных действий, фиксировать эти изменения.
4. Учить сопоставлять и сравнивать объекты и их свойства, способы их использования, классифицировать по разным признакам, понимать и употреблять обобщающие наименования.
5. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи по результатам изменения объектов.
6. Учить замечать противоречия, формулировать новую гипотезу и новую исследовательскую проблему, высказывать суждения, анализировать, выделять главное и второстепенное в объекте или явлении, делать умозаключения, применять результаты познания в различных видах детской деятельности.
7. Развивать самостоятельную поисковую, исследовательскую практику: учить планировать ход исследования, проводить эксперименты и наблюдения в соответствии с планом, делать умозаключения и выводы, обобщать полученные данные, структурировать материал, объяснять, защищать свои идеи, отвечать на вопросы.
8. Развивать умение вести коллективное исследование в группах и парах.
Предметно-пространственная среда
Часть материалов и оборудования всегда находится в свободном доступе детей, они могут использовать их для решения тех или иных собственных задач, связанных с исследованием интересующих их проблем. Это создание уголков или центров активности, насыщенных разнообразными материалами. Это могут быть уголки природы или центры экспериментирования, содержащие доступные ребенку материалы (природные, бросовые и др.) и разнообразные инструменты (лупы, микроскоп и др.). В доступе детей должны обязательно быть разнообразные детские энциклопедии с иллюстрациями. Даже если дети еще не умеют читать, у них уже
формируется умение «видеть», «читать» схему, появляются вопросы, с которыми нужно обратиться к взрослому – это важные элементы становления исследовательской деятельности. Пространство, должно быть доступно детям на прогулке. Вместо запрета детей нужно учить безопасному взаимодействию с окружающей действительностью (Рядом с кустами не толкаться, это опасно и т.п.). Какая бы мелочь не привлекла внимание ребенка ( насекомое или какой-то предмет) – следует с пониманием отнестись к интересу ребенка, разделить его, по возможности, подержать и развить дальше.
Взаимодействие с семьей
В рамках реализации работы возможны разные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Если исследовательское поведение и деятельность ребенка находят признание и поддержку в семье, то в таких условиях приобщение ребенка к исследовательской деятельности может быть
максимально полным. По итогам работы в детском саду можно устраивать
презентации детских исследовательских работ для родителей. В процессе работы можно оставлять некоторые вопросы неразрешенными, чтобы дети включали в поиск своих родителей. По мере овладения детьми исследовательской деятельностью, педагог может предлагать им некоторые «самостоятельные» исследования по тем новым идеям и проблемам, которые
формулируются по завершении проводимых исследований. Разумеется, полностью самостоятельно провести исследование ребенок-дошкольник не может, и включение семьи в этот процесс будет способствовать как развитию исследовательской деятельности ребенка, так и укреплению детско-родительских отношений в ситуации совместной деятельности. Когда родители вовлекаются в исследовательскую деятельность, они с огромным
энтузиазмом самостоятельно организуют с ребенком различные исследования, с совершенно неожиданной интересной тематикой, еще больше повышая детское желание и возможности исследовать те или иные области. Результаты семейных исследований, представленные в группе, способствуют росту мотивации у других детей группы и их родителей.
|