Как принимать критику в свой адрес
Чаще всего критика исходит от неблагополучного или критичного родителя, что может провоцировать аффективный ответ критикуемого. Это зачастую приводит к непониманию и конфликтам. Чтобы критика достигла главной своей цели, тот, кому адресованы критические замечания, должен соблюдать правила и придерживаться определенного алгоритма:
- Выслушать партнера, не перебивая.
- Осознать собственное эмоциональное состояние и при необходимости успокоиться.
- Выделить из сказанного только факты.
- Задать уточняющие вопросы.
- Проанализировать факты.
- Постараться понять, какую пользу можно извлечь из высказанных претензий.
- Дать ответ на критику:
а) в случае частичного согласия:
-
- кратко резюмировать сказанное;
- сказать, что из предложенного критикующим может быть исправлено (сделано);
- продумать, как полученную информацию можно использовать для предотвращения других возможных недоразумений;
б) в случае несогласия:
-
- изложить контрафакты (избегая излишней эмоциональности);
- вербализовать свои чувства, используя только «Я-сообщение»;
- косвенно вербализовать чувства партнера;
- взять паузу: «Мне необходимо подумать над тем, что высказали»,
«Давайте вернемся к этому вопросу позже» и т. д.;
-
- использовать юмор (не сарказм!).
В любом случае конструктивным выходом из подобной ситуации является высказывание благодарности: «Спасибо, что я об этом услышал именно от вас»; «Теперь я знаю, над чем мне надо работать...»; «Спасибо, теперь я знаю ваше мнение о...».
Завершить разговор лучше всего выражением надежды на дальнейшее сотрудничество.
У вас всё получится!
|