Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21»
Квест – игра
«На поиски клада»
для детей подготовительной группы
Выполнила: Е.В. Авдеева
воспитатель 1 кв. категории
Р.п. Мухтолово 2018г.
Цель: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно - исследовательской деятельности.
Задачи:
- Обучающие:
- Побуждать детей к познавательно- исследовательской деятельности с помощью создания проблемных ситуаций;
- Совершенствовать мыслительные операции: умение выдвигать гипотезу, анализировать, делать выводы, отражая в речи результаты эксперимента;
- Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи;
- Расширять кругозор детей, способствуя накоплению конкретных представлений о воде, воздухе, магните и их свойствах;
- Развивать умение классифицировать объекты неживой природы по различным признакам (вес, растворимость, магнетизм, плавучесть).
Развивающие:
- Способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий: умение работать в паре, договариваться со сверстниками, учитывая их мнение;
- Расширять словарный запас ребёнка за счёт слов: растворитель, гипотеза, барометр, атмосферное давление, магнетизм;
- Способствовать развитию инициативы, самостоятельности и творчества;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе;
- Воспитывать уважительное отношение к каждому ребенку и детей друг к другу;
Ожидаемый результат НОД (достижения детей):
-представления о некоторых свойствах воды, воздуха, магнита;
-умение выдвигать гипотезу;
-умение делать выводы;
-умение эффективно сотрудничать со сверстниками.
Методы:
*Наглядный,
* Словесный,
*Практический.
Приёмы:
*Игровая проблемная ситуация,
*Опыты,
*Рассказ воспитателя,
*Вопросы к детям,
*Рассматривание барометра,
Интеграция образовательных областей в соответствие с ФГОС ДО:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»
Материалы и оборудование: сундук с картой и одеждой пиратов, сосуд с водой, предметы: деревянный брусок, пластмассовый кубик, лист бумаги, ткань, металлическая деталь, металлическая пустая банка, стаканы с солёной и пресной водой, 2 картофелины, сахар, соль, кубики льда, рис, яблоко, груша, морковь, тазик с водой, ключ, нитка, трубочка для коктейля, деревянная палочка, магнит, барометр, открытка, сундучок с предметами для выращивания кристаллов из соли.
Ход:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? Откуда здесь взялся этот загадочный свиток? Наверное, в нём какое-то послание для вас. Давайте прочтем его!
«Привет, мальчишки и девчонки. Пишет вам гроза семи морей капитан Джек Воробей. Я много лет бороздил моря и океаны и добыл несчетное множество сокровищ. Один сундук я спрятал в вашем детском саду. Да вот только это было давным-давно, а карту сокровищ я потерял и теперь не могу найти свой клад. Поэтому я решил, если вы, сегодня станете моей командой и поможете мне найти сокровища, то я, так и быть, поделюсь с вами богатствами! Подсказками для вас будут черные метки. Итак, ваше первое задание – вы должны перевоплотиться в настоящих пиратов и пройти испытания. Желаю удачи!»
(Дети переодеваются в пиратов)
Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо»
(Девочки и мальчики отвечают по очереди)
Девочки говорят: «Пиратом быть хорошо, потому что …….»
( пираты, смелые, сильные, отважные, ловкие, бесстрашные )
Мальчики говорят: «Пиратом быть плохо, потому что …….»
(пираты-разбойники, они жестокие, беспощадные, кровожадные )
Так какими мы будем пиратами? (не злыми, которые хотят стать честными, благородными, ведь клад чаще всего находят люди с чистыми помыслами).
Воспитатель: вот первая подсказка. (Черная метка, на обратной стороне знак тренажерный зал). Куда мы с вами сейчас направимся?
(Дети догадываются куда надо идти, идем в тренажерный зал)
На столе лежит записка с надписью: «Мой корабль затонул, а для моих путешествий нужен новый. Определите из какого материала должен быть построен мой корабль? Тогда получите следующую подсказку. Джек Воробей.
Опыт « Материал для корабля»
Оборудование: сосуд с водой, предметы: деревянный брусок, пластмассовый кубик, лист бумаги, ткань и металлическая деталь.
Ход: В ванночку с водой дети опускают различные по весу предметы и проверяют их плавучесть. (Вода выталкивает более легкие предметы)
После этого рассматривают предметы, которые плавают.
Воспитатель: Железо-прочное, не разобьётся о скалы, но зато оно тяжёлое- корабль пойдёт ко дну.
Ткань и бумага быстро намокнут и утонут.
Вывод: лучше построить корабль из дерева.
Воспитатель: А современные суда тоже строят из дерева? И не тонут, почему?
Задумывались ли вы, почему держится на плаву металлический корабль с грузом, техникой, людьми? Что помогает?
Помимо всего перечисленного на корабле есть воздух! Известно, что воздух намного легче воды. Что из этого следует? Внутри корпуса корабля есть некоторое пространство, заполненное воздухом. Именно он поддерживает корабль на поверхности воды и не даёт затонуть. И корабль, даже с большим грузом на борту, плывёт по водной глади морей и океанов. Проверим?
Опыт «Воздух легче воды»
Оборудование: ёмкость с водой, металлическая пустая банка и металлическая деталь.
Детям предлагается "утопить" предметы, металлическая деталь сразу опустится на дно, а банка не утонет.
Вывод: Воздух легче воды. Вот поэтому железка, в которой нет ни одной дырочки, куда бы попал воздух, сразу утонет в воде. А если сделать корабль по всем правилам науки-тогда он преспокойно будет держаться на плаву!
(Воспитатель показывает детям следующую подсказку, где изображен красный крест)
Воспитатель: Пираты, куда нам идти дальше?
Дети: в медицинский кабинет.
Записка: Мой помощник перепутал емкости с водой. Как определить, где вода соленая, а где пресная, чтобы приготовить обед.
Опыт «Солёная или пресная?»
Оборудование: стаканы с солёной и пресной водой, 2 картофелины
В стакане солёная вода, в другом пресная; в солёной воде картофель всплывает, а в стакане с пресной водой картофель утонет.
Вывод: в солёной воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
Дети находят следующую подсказку, где изображен корабль. Переходим в группу к кораблю.
Читаем записку: После шторма запас продуктов уменьшился: исчезли соль, сахар и лёд, а рис, фрукты и овощи не пострадали. Что случилось?
Воспитатель: как проверить?
Опыт «Вода – растворитель»
Оборудование: ёмкости с водой, сахар, соль, кубики льда, рис, яблоко, груша, морковь.
Воспитатель: найдите друг другу пару:
1 пара проверяет растворимость соли и сахара;
2 пара проверяет растворимость льда; (в горячей воде и холодной воде)
3 пара проверяет растворимость риса;
4 пара проверяет растворимость фруктов и овощей.
Вывод: вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Воспитатель: какие блюда можно приготовить из оставшихся продуктов?
(плов фруктовый, овощной салат)
Воспитатель: давайте немного отдохнём. Корабли плавают по воде, а вода-это хорошо или плохо?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мнения разделились, давайте поиграем.
Игра «Хорошо - плохо».
Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?» Итак, начали: «Вода -это хорошо. Почему?».
-Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки.
-Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду.
-Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде.
-В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода - это плохо. Почему?»
-Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.
-Горячей водой можно обжечься.
-Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть.
- Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть.
- Если не умеешь плавать, можно утонуть.
-Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
Воспитатель: жизнь без воды невозможна и хороших свойств у воды, конечно, больше.
Пираты, посмотрите, такой прибор есть на каждом корабле. (Показ барометра) Это барометр. Барометром называют прибор, измеряющий атмосферное давление. Запомните, ребята, воздух давит на Землю и на всех нас. С помощью барометра определяют какая будет погода. Если стоит хорошая, теплая и безветренная погода, барометр показывает высокое давление. Но как только оно начинает снижаться, значит, на следующий день нас ждет похолодание или дождь. Когда по телевидению рассказывают о погоде, всегда говорят: «Атмосферное давление в норме» или «Атмосферное давление высокое». Это значит, что воздух давит на Землю и на нас тоже.
Следующая подсказка «Уголок природы» Переходим в уголок природы.
Опыт «Воздух давит на Землю»
Оборудование: стакан с водой, открытка
Воспитатель. А теперь я покажу вам интересный опыт. Посмотрите, набираю в стакан воду. Закрываю его слегка смоченной открыткой и переворачиваю. Как вы думаете, если я отпущу руку, что произойдет? (Ответы детей.)
Почему же вода не выливается?(Ответы.) Ее удерживает давление воздуха. Внизу есть воздух? (Ответы.) Вот он и не дает открытке упасть, а воде вылиться. А если я наклоню стакан, как вы думаете, что произойдет? (Ответы)Давайте попробуем. (Наклоняет стакан над емкостью, вода выливается.) Почему выливается вода, если стакан наклонить? (Ответы.)
Открытку теперь не поддерживает воздух снизу, вот вода и выливается.
Следующая подсказка: черная метка с изображением одежды. Дети определяют, что нужно идти в раздевалку. Дети находят сундук.
Воспитатель: Вероятно, в сундуке сокровища! Ключ от сундука на дне моря, как достать ключ, не замочив рук?
Опыт «Достань ключ»
Оборудование: тазик с водой, ключ, нитка, трубочка для коктейля, деревянная палочка, магнит.
После того как детям удается вытащить ключ из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.
Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо, даже если они разделены с ним водой.
Воспитатель: ребята, магниты притягивают к себе некоторые предметы, это явление называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. Как определить, обладает ли предмет магнетическим свойством? Какие предметы притягиваются?
-Нужно приложить к предмету магнит. Если магнит притягивает предмет, значит этот предмет обладает магнетическим свойством (выделяют магнетические предметы)
Ключ у нас в руках, открываем сундук!
Рефлексия
Открываем сундук, в нем предметы для выращивания кристалла из соли и записка с текстом: Сокровища вы можете сделать сами из этих предметов. Желаю удачи! Джек Воробей.
Вопросы детям:
-Какое событие в детском саду тебе сегодня понравилось?
-Что ты узнал нового?
-Что тебе понравилось делать во время поиска сокровищ?
|